Солдаты все как на подбор молоды душой, а в физическом плане форы могут дать многим из тех, кто взрослел в 1990-е и позже. Вот что говорит о своих подчиненных командир дивизиона офицер с позывным Десна: "Среди личного состава у меня больше половины тех, кто проходил службу по призыву в советские времена. Это пограничники, моряки, военнослужащие запаса из внутренних войск, работники милиции. Люди в жизни по большей части себя реализовали, по критериям мирного времени. Но настало время военное, и у советских воинов чувство долга и ответственности за страну взяло верх. И они здесь невзирая ни на какие трудности. Кто-то прямо так и говорит, что пришел за подвигами, медалями, сделать что-то действительно стоящее в жизни".
Некоторым из солдат это уже удалось! Причем речь идет не только о поражении целей. Отличилось, к примеру, отделение подвоза боеприпасов. Следуя к месту разгрузки на косу, бойцы попали под удар вражеских fpv, не растерялись, направили КАМАЗ в укрытие. Немного не успели. Первый дрон зашел сбоку, попал в аккумуляторный отсек, второй - под машину, третий - сверху, в кузов. А в кузове реактивные снаряды… Маршевые двигатели двух из них сработали. Не иначе как божьим проведением назвать следующие события нельзя: один РС прошил кабину, вылетев через лобовое стекло, второй пробил стоявший в кузове куб с водой, вскрыл, как нож консервную банку, кабину в углу со стороны водителя.
При этом детонации не произошло, а начавшийся пожар был потушен хлынувшей водой из куба. Клубы пара и дыма заволокли все вокруг, водитель обошел, осмотрел машину, обломил ветку, заточил ее и заткнул пробоину в топливном баке. Сел на свое место, проверил органы управления, оказалось, все работает. Вокруг горела трава и враг, оператор дрона-разведчика, видимо, решил, что с машиной покончено. Но просчитался. Выждав время, КАМАЗ завели и отогнали в тыловой район.
"Солдаты, прошедшие советскую школу, образцовые воины. Они гордятся своей боевой работой. Контролируют ситуацию до последнего! - констатирует Десна. - С ними бывает, порой, легче, чем с молодыми. Они не выдают свой страх, философски смотрят на жизнь. Дети у них выросли, у многих есть внуки. Они знают, что о членах их семей государство заботится, кому-то идут дополнительные выплаты, кто-то поступает в институты на льготных основаниях. Мужики улучшают свои жилищные условия, дистанционно решают финансовые вопросы, которые казались непосильными. Тридцатилетние не задумываются, как правило, о том, чего достигли в жизни. Считают, что все у них еще впереди. А пятидесятилетние задумываются. Для них имеет значение, какую репутацию по себе оставят. И быть воинами для них, как деды и прадеды в Великую Отечественную, которые тоже в их возрасте защищали Родину, - особая честь".
Большое внимание в дивизионе уделено расстановке военнослужащих по должностям. К каждому - индивидуальный подход: еще на полигоне командиры выясняли, какими боец обладает знаниями и навыками, кем хотел бы служить, кого лучше определить во взвод обеспечения, в качестве водителя, кого наводчиком, кого заряжающим.
Артиллерист Попов, номер расчета из 3-й батареи, сначала был заряжающим, а на полигоне проявил себя как наводчик. Монотонно, плавно все делает, но в итоге получается у него быстрее других. В любом режиме: и механическом, и полуавтоматическом. "С машиной БМ-21 мы ровесники! Всегда меня слушается, - ухмыляется Попов. - Так что обеспечиваем выпадение реактивных "осадков" в любых погодных условиях!"
По словам командира дивизиона, личному составу еще не хватает боевого опыта, потому в каждое подразделение он распределил тех, кто уже обстрелян, бывал под огнем. Командиры батарей - боевые офицеры, знают, как максимально обезопасить огневую работу, каждый солдат уже научен, что промедление на позиции губительно, поэтому еще до выполнения боевой задачи уясняют порядок действий в случае нападения fpv, пути следования в укрытия и т.п.
"Техническая составляющая у ВСУ на месте не стоит, к сожалению, дальность применения бандеровцами дронов увеличилась. БМ-21 для них жирная цель. Поэтому держим ухо востро даже в тыловых районах, - рассказывает Десна. - Все машины, выезжающие на боевую работу, обеспечены РЭБом и анализаторами. Номер расчета, водитель на позиции обязательно наблюдают за воздухом, пока идет подготовка к залпу".
Десна офицер опытный, начинал службу в артиллерии солдатом еще в 2000 году. После остался служить по контракту в учебной воинской части в Мулино, прошел сержантские должности, стал прапорщиком - техником дивизиона. Окончил 38-е курсы младших лейтенантов в городе Коврове, командовал огневым взводом.
В 80-й мотострелковой бригаде служит уже десять лет с командира взвода управления минометной батареи. На СВО в мае 2022 года заходил под Харьков в качестве командира батареи самоходных гаубиц 2С1 "Гвоздика".
"Три года назад боевого опыта ни у кого из нас не было, в первую же ночь по нам отработал крупнокалиберный пулемет, - вспоминает Десна. - Но и у противника боевого опыта было мало! Работала моя батарея 24/7, по нынешним меркам особо не перекатываясь и не маскируясь, однако первая "ответка" по нам прилетела только дней через десять..."
Запомнилось Десне первое комплексное воздействие противника, когда по батарее били и "Градом", и кассетными боеприпасами, и танком, и минометом. Тогда появились первые "трехсотые"…
От переднего края стояли в 3 километрах, иногда боевые машины подкатывали еще ближе. Плотность размещения артиллерии у противника в районе Слатино была высокая. Случалось, корректировал огонь самоходки, чтобы уничтожить работающий миномет, а попадал по расчету, который рядом, еще только готовился к ведению огня...
Особенно результативно работали в связке с корректировщиками ВДВ, батарея поразила десятки целей, при этом не потеряв ни одной машины. Через восемь месяцев за ту напряженную многодневную боевую работу, проявленные мужество и самоотверженность командир батареи Десна удостоен высокой государственной награды - ордена Мужества.
"2С1 очень хорошая система, мобильная, поймать ее очень сложно, - рассказывает офицер. - Бывало, четыре с половиной минуты проходило с первого выстрела, и мы уже меняли позицию, потому как довольно точно летела "ответка", в 200-300 метрах сзади всплеск песка… Работали по нам обычно орудие "три топора" совместно с TPQ-36, подвижной натовской РЛС контрбатарейной борьбы. Сейчас они у хохлов уже позаканчивались".
Все шло своим чередом, как вдруг поступила команда сформировать реактивный артиллерийский дивизион, командиром которого назначался Десна, а начальником штаба - офицер с позывным Тара.
Начинали работать с нуля, распределять прибывающий личный состав, получать технику, снятую с баз хранения и прошедшую проверку и модернизацию, обкатывать боевые машины на полигонах. Первая батарея и взвод обеспечения были сформированы за три месяца, а еще через две недели подготовки выехали к месту предназначения в группировку войск "Днепр".
Помимо добровольцев, поступающих через военкоматы, пополнение шло при содействии солдат, рассказывавших о своей службе друзьям, родственникам, землякам. Узнавая о жизни бойцов, многие тоже становились в строй, не желая сидеть в теплых квартирах, в то время как их сыновья, братья воюют, рискуют, испытывают тяготы и лишения, защищая Родину. В итоге за восемь месяцев дивизион личным составом, вооружением и военной техникой укомплектован полностью.
"Сейчас мы готовы выполнить любую поставленную боевую задачу, все для этого есть, - констатирует командир дивизиона. - Так что меняем погоду в Приднепровье, как только возникает в этом необходимость".